среда, 27 апреля 2011 г.

По вере да воздастся Вам (или почему так сложно развить учебную мотивацию у школьников)

учебная мотивация у школьников


Успех развития учебной мотивации ваших детей  зависит в первую очередь от… того, во что Вы верите.  А именно от Ваших установок в отношении своих способностей и способностей Вашего ребенка.

Ребенок же верит в то, во что верит его окружение - и в первую очередь его родители. И большая ошибка думать, что он воспринимает только то, что мы говорим, непосредственно обращаясь к ему. Гораздо внимательней он слушает то, что Вы говорите, общаясь с другими взрослыми. Например,  Вы говорите с подружкой по телефону: "ох, и намучилась я вчера с Колей - что ему ни говори - ничего не доходит". Так же дети перенимают нашу манеру реагировать на сложности: "уф, как все сложно… мне с этим никогда не справится".  Стоит ли после этого удивляться, что ребенок отказывается заниматься, и бросает любое дело, едва столкнувшись с первыми трудностями?

Однако у меня есть еще одна плохая новость. Даже если Вы никогда не позволяете себе подобных высказываний, Ваш внутренний настрой имеет огромное значение.

Если вы не верите в возможность больших успехов Вашего ребенка - вам не удастся это скрыть. Даже если вы будете ободрять его, хвалить, говорить, что у него все получится - в ваших интонациях проскользнет ваше неверие и все загубит.

Ведь 90% информации мы получаем невербальным способом - через интонации, мимику, позу, и лишь 10% - непосредственно через слова. Наше правое полушарие за тысячелетия эволюции научилось с очень большой точностью считывать невербальные сигналы. И если эти 90% процентов  противоречат 10% сказанного вслух, догадайтесь, какой эффект это даст в результате? Верно, ребенок не поверит ни единому вашему слову. Вам не удастся его обмануть. И это серьезный повод пересмотреть то,  во что вы верите, и что считаете незыблемой правдой.

Важно понимать, что Ваши установки родом из Вашего детства - и так же были привиты Вам вашими родителями и окружением. Если Вы несете в себе негативные установки о Ваших способностях Вам будет сложно поверить в способности Вашего ребенка. Вы верите, что вы - "гуманитарий" и никогда не понимали математику  - скорее всего так оно и есть. Вам часто повторяли, что у вас нет способностей к языкам? Скорее всего Вы так и не выучили ни одного иностранного языка, несмотря на многочисленные попытки и большое желание.

Но дело не ваших способностях - дело в вашем неверии. Вы не верите в себя не потому, что вам математика не дается, а наоборот, Вам математика не дается потому, что Вы не верите, что можете ее понять. Дети, свободные от таких установок, и занимающиеся с учителем, который верит в них - непременно достигают успеха. 

А как же способности, таланты, спросите Вы? И будете правы. Да, таланты и способности у всех людей разняться. Дети с лучшими исходными способностями способны освоить программу легче и быстрее. В то время, как дети с талантами в других областях будут осваивать материал несколько медленнее, но так же успешно. 

Мотивация  и вера в себя - самые важные компоненты в  обучении и они целиком и полностью зависят от значимых для ребенка людей. Бытие определяет сознание. Посмотрите на свое чадо другими глазами - Вы на самом деле не знаете, на что он способен. Откиньте прошлый опыт - он ни при чем, начинайте с чистого листа и с новыми установками на успех и на раскрытие потенциала.

Окружите себя друзьями-единомышленниками, не позволяйте никому обесценивать Ваши усилия или Веру в своего ребенка, ищите полезную информацию о развитии учебной мотивации школьников в интернете , библиотеках и книжных ларьках, заходите на мой блог и подпишитесь на рассылку  - все это поможет Вам находить новые силы и идеи для развития и обучения своих детей.

Создайте вокруг ребенка атмосферу уверенности и энтузиазма, наберитесь терпения и получайте удовольствие от каждого шага на пути обучения и развития своих детей , ведь это путешествие не продлится долго и закончится быстрее, чем вы успеете это заметить.

2 комментария:

  1. Спасибо за статью! Во многом я согласна с автором, но на деле ОЧЕНЬ трудно удержать безграничную веру в способности своего ребёнка, когда большая часть окружения в эти способности не верит и верить не хочет - поставлено клеймо. Нужны конкретные рычаги управления своей верой.

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга, конечно, это сложно. Но общение с людьми, которые Вас не поддерживают, можно свести, по возможности, к минимуму, тему эту с ними не обсуждать и быстро сворачивать все их попытки поговорить об этом, просто переводите разговоры в нейтральную плоскость. По началу Ваша вера будет держаться лишь на голом энтузиазме, но когда начнут появляться результаты - а они будут появляться, когда ребенок почувствует Вашу поддержку, и Ваши совместные занятия дадут плоды - Ваша вера перерастет в Знание.

    ОтветитьУдалить