воскресенье, 22 мая 2011 г.

Краткий обзор принципов в философии образования Шарлотты Мейсон


(перевел Тимоти Ха, источник: http://timh.ru/2011/03/31/short-synopsis-charlotte-mason-principles/)
1. Дети рождаются личностями.
2. Они не рождаются добрыми или злыми, но со способностью к добру и злу.
3. Принципы власти, с одной стороны, и послушания, с другой, являются естественными, необходимыми и непреложными, но
4. Действие этих принципов ограничивается уважением к личности ребенка, на права которого нельзя посягать посредством запугиваний, проявлений любви, указаний, манипулирования либо неподобающей реакции на естественные потребности.
5. По этой причине мы ограничены возможностями трех педагогических инструментов – окружающая среда, дисциплина привычек и презентация жизненных концепций.
6. Под высказыванием “образование представляет собой атмосферу” не подразумевается, что ребенок должен быть изолирован в т.н. “детской среде”, подготовленной и приспособленной особенным образом; нам следует принять во внимание педагогическую ценность естественной домашней атмосферы, включающей людей и вещи, и позволить ребенку свободно жить в нормальной для него обстановке. Когда мир ребенка низводится до “детского” уровня, его ум и способности притупляются.
7. Под словами “образование представляет собой дисциплину” подразумевается необходимость последовательного и продуманного формирования дисциплины привычек, связанных как с умственной деятельностью, так и с уходом за телом. Физиологи свидетельствуют об адаптации структуры мозга к привычному образу мыслей, т.е. к нашим привычкам.
8. Под высказыванием “образование представляет собой жизнь” подразумевается необходимость в заботе о интеллектуальном, нравственном и физическом развитии ребенка. Ум питается мыслями, поэтому детям нужна интенсивная учебная программа.
9. Однако ум – это не хранилище, в котором складируются мысли, когда каждая из них добавляется к “апперцептивной массе” ей подобных, как утверждает учение Гербарта об интересе.
10. Напротив, ум ребенка – это не просто мешок, который можно набить фактами; скорее, если можно позволить себе такое сравнение, это некий духовный орган, имеющий аппетит к знаниям. Это и есть настоящая пища для ума, находящегося в стадии подготовки к деятельной жизни, именно эту пищу ему следует переваривать и усваивать подобно тому, как тело усваивает продукты питания.
11. Это различие не является всего лишь игрой слов. Согласно учению Гербарта ведущую роль в учебном процессе играет учитель – знания подаются в установленном порядке небольшими привлекательными порциями. Опасность данного подхода заключается в том, что детей много учат, но при этом они мало знают, а аксиомой учителя служат слова “Неважно, что ребенок изучает, важно, как он это изучает”.
12. Однако, признавая, что нормальный ребенок имеет достаточные умственные способности, мы должны предоставить ему полноценную интенсивную учебную программу, наблюдая за тем, чтобы преподаваемый материал был жизненно необходимым, т.е. факты не изучаются отдельно от стоящих за ними идей. Из этой концепции вытекает следующий принцип.
13. Образование представляет собой науку о взаимосвязях, т.е. ребенок естественным образом связан с огромным числом вещей и идей, поэтому мы должны обучать его посредством физических упражнений, природы, ручного труда, естественнонаучных предметов и искусства, а также с помощью “живых книг”; мы осознаем, что наша задача заключается не в том, чтобы дать ему все знания обо всем на свете, но в том, чтобы помочь ему усвоить насколько это возможно
“Тот изначальный смысл,
Что воссоединяет наше бытие со всем сущим”.
14. Детей нужно научить двум секретам умения управлять собой в нравственной и интеллектуальной сфере – их можно назвать Путь воли и Путь разума.
15. Путь воли. Детей следует учить
а) проводить различие между “я хочу” и “я буду”;
б) понимать, что сильная воля формируется при отказе от недостойных вожделений;
в) понимать, что лучший способ отвлечь свои мысли – вспомнить или заняться чем-то совершенно другим, интересным или содержательным;
г) понимать, что после небольшой остановки на этом пути, воля возвращается к своей работе с новой силой.
Подобное понимание воли знакомо нам как отвлечение внимания, предназначение чего заключается в кратковременном избавлении от усилий воли, чтобы затем мы могли вновь “захотеть” с удвоенной силой. Использование внушения – и даже самовнушения – в качестве содействия развитию воли исключается, так как этот метод притупляет мышление и делает его стереотипным. Нам представляется, что стихийность является условием развития, и человеческой природе неудачи необходимы в той же мере, как и успех.
16. Путь разума. Кроме того, нам следует учить детей “не полагаться” (исключительно) “на разум свой”, так как назначение разума заключается в логическом доказательстве а) математической точности и б) идеи, которая одобрена волей. В первом случае разум, пожалуй, представляет собой непогрешимого проводника, однако во втором он не всегда так надежен, ведь независимо от того, истинна первоначальная идея или нет, разум подтвердит ее неопровержимыми доказательствами.
17. Поэтому, начиная с того возраста, когда дети становятся достаточно зрелыми, их нужно учить тому, что как личности они ответственны, главным образом, за принятие или отвержение первоначальных идей. Для помощи детям в этом выборе мы должны предоставить им принципы поведения и разнообразные знания, соответствующие уровню их развития.
Эти три принципа (15, 16 и 17) сохранят детей от блуждающих мыслей и безрассудных поступков, из-за которых большинство из нас проводят жизнь не на том уровне, к которому мы предназначены.
18. Нельзя позволить возникнуть разрыву между интеллектуальной и духовной жизнью детей; мы должны научить их тому, что Дух Господень может иметь непрестанное общение с их душами и быть постоянным помощником во всех увлечениях, занятиях и радостях жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий