вторник, 3 мая 2011 г.

Доводы против Домашнего Обучения


Как только кто-нибудь (обычно я :)  ) упоминает домашнее обучение как реальную альтернативу школе,  это моментально провоцирует целый ворох причин, почему это плохо.  Некоторые из них - далеко не так убедительны, как кажутся на первый взгляд:

  • "Ребенок не хочет учиться, и с каждым днем приходится тратить все больше усилий на то, чтобы он не скатился на тройки, мы не справляемся даже с домашними уроками, что уж говорить о том, чтобы полностью брать обучение на себя. Да мы просто поубиваем друг друга!"

Родителям кажется, что раз их ребенок в школе плохо усваивает материал и квалифицированные учителя  не могут заинтересовать его, и он явно не в восторге от всей этой учебы - то дома будет тоже самое, с той лишь разницей, что мамы будут "воевать" со своими детьми в одиночку.

Тут не учитывается один момент. Ребенок, вернувшийся из школы, в которой просидел от 5 до 8 (!) часов к ряду за неудобной партой, рядом с теми, кого он не выбирал, и кто ему, в большинстве своем не нравится, и после всех инцидентов, которыми обильно напичкана школьная жизнь - просто вымотан психологически. Устраните эти стрессы  и велики шансы того, что Ваш ребенок станет гораздо более восприимчив и легок в общении, а учеба для него станет вновь увлекательной.

  • Надо направлять усилия на то, чтобы улучшать школьную систему, а не разбредаться по углам, обучая каждый своего ребенка.

Есть родители, которым нравится идея обучения детей дома, но не больше,  чем просто идея. Они беспокоятся о том, что будет со школами дальше, и считают, что надо прилагать больше усилий, тратить больше денег и времени - и тогда школы станут лучше. Мне бы тоже очень хотелось в это верить. Но к сожалению, факты и статистика наводят на мысли, что школы не станут лучше ни во времена ваших детей, ни в пору ваших внуков, ни, даже, правнуков . Но вполне реально, вместо того, чтобы тратить силы и время на исправление недоработок школьной системы, приложить эти усилия непосредственно для блага своего ребенка, забрав его из школы и обучая дома.

  • "Домашнее образование будет мешать маме заниматься своими делами или полноценно отдыхать"

Не секрет, что современные мамочки-домохозяйки занимаются не только домом, мужем, детьми и собой. Многие работают дома или ведут из дома свой бизнес, в том числе и по интернету.  И, да, дети не всегда дают полностью погрузиться в работу и сосредоточиться на ней, а после спокойно отдохнуть. Да, это действительно, так. Но разве вас не подгрызает потихоньку родительская вина перед детьми? Да, с ней можно справится, но в глубине души, мы знаем, как правильно. Да и кроме того, дети выпорхнут из гнезда очень быстро, и тогда уже вы будете скучать по той поре, когда дети так остро нуждались в Вас и Вашем участии.

  • Проблемы в школе учат детей общению с другими. Это необходимо в жизни.

Стандартный ответ родителей на жалобы детей о школе: "ты не можешь позволить себе делать все что тебе нравится, лишь потому, что ты этого хочешь. Есть вещи, которые надо делать, даже если они неприятны". Часто родители считают, что детям необходимо научиться справляться с плохим отношением других учеников, а за одно, и учителей, так как в дальнейшем, вероятно, им придется столкнуться с неприятными людьми и ситуациями на работе или где-то еще.

Следуя этой логике, и учитывая то, что у каждого из нас велик шанс попасть в ДТП,  так почему бы не дать ребенку испытать его уже сегодня? Люди ломают ноги и руки, заболевают страшными болезнями и сильно отравляются - дадим деткам шанс полежать в больнице и научиться справляться с таким опытом, ибо, вероятно и он пригодится?

Я за то, чтобы дети наслаждались жизнью в годы становления, а не страдали ради сомнительной выгоды когда-то там, в будущем.  Счастливые дети гораздо успешней развивают позитивное отношение к жизни в целом, само-дисциплину, сильный характер, и что очень важно, любовь к учебе, длинною в жизнь. 

2 комментария:

  1. Елена, а сколько Вашим мальчикам? На что Вы ориентируетесь в обучении детей - или составляете свои собственные программы? Пока мне не известно ни одного опыта, который бы продлился до конца школы и завершился благополучно. Так что если все получится - это будет уникальный опыт. Желаю успеха!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Приветствую Вас, Светлана! Спасибо за то, что зашли на мой блог и спасибо за добрые пожелания!
    Мои мальчики учатся пока тому, что им интересно, а интересно им тем больше, чем мы занимаемся, несмотря на их возраст (2 и 6). Старший в свои шесть лет занимается по большей части самостоятельно, потому что у меня не хватает времени на то, чтобы сидеть с ним столько, сколько он хочет. Конечно, до полной самостоятельности в учебе еще несколько лет, но начало уже положено :)
    Программу составляем совместно. У нас есть специальная форма, которая облегчает нам планирование и отслеживание того, чем мы и сколько времени занимаемся. На днях я ее доработала и сегодня планирую поделиться ею на блоге.
    Кроме того сейчас я помогаю по различным предметам соседской девочке, которая учится в 3 классе, и так же вижу насколько быстро она усваивает материал в индивидуальном режиме (со мной или со своим отцом), и сколько времени и энергии у нее отнимает школа, которая дает гораздо меньше.
    Тема обучения детей волнует меня давно, поскольку я более 10 лет преподавала английский детям самого разного возраста, начиная от дошкольного, и вплоть до студентов последних курсов. Я искала материалы, посвященные мотивации, методикам и разнообразным системам обучения, и чем больше я погружалась в этот мир, тем больше осознавала убогость государственной школьной системы.
    Действительно, пока на территории бывшего союза форма домашнего обучения (точнее сказать - семейного обучения) еще очень мало распространена. Поэтому и сложно найти личных знакомых, которые уже успели завершить базовый курс и поступить в ВУЗы. Чаще встречается (и весьма успешна) практика, когда деток забирают из школы в 10 классе, чтобы успеть в ускоренном режиме закончить школу и хорошо подготовиться к поступлению в ВУЗ.
    Однако, тенденция увеличения количества детей на домашнем обучении на территории СНГ растет с каждым годом. И очень скоро, я уверена, примеры благополучного обучения дома не придется искать, и эти примеры не будут уникальными :), как не являются уникальными такие примеры в других странах, где движение домашнего обучения началось еще 40 лет назад.

    ОтветитьУдалить